?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
О спидвее. Тольяттинская версия.
гастарбайтер
ruzovdmitry
Спидвей в Тольятти это "немного религия". Не верите? А вы видели этих болельщиков, которые скурпулезно этап за этапом отслеживают перепити гаревых баталий? Приезжают за тысячи километров на финальные поединки. Помню, как еще мальчишкой лазил через забор и прятался под трибунами, чтобы поглядеть соревнования гонщиков. Рёв моторов, аж уши закладывает, скорость, гравий в лицо... Было здорово!
Картинка для затравки.


Бывший стадион "Строитель", на котором в Тольятти проходят соревнования по спидвею был серьезно модернизирован только в начале этого тысячелетия. И оно того стоило. Получилась отличная спортивная площадка. Впоследствие стадион получил название "СТК имени Анатолия Степанова".


На арене проходят не только российские, но и международные первенства.

Стадион расчитан на 15 000 человек и редко бывает пустым. Даже на юношеские соревнования собирается изрядное количество болельщиков.


Обычно на старте заезда 4 гонщика.




Первый поворот - самый опасный, гонщики входят в него группой.








Иногда случаются падения.










Наши финишировали первыми:)




Команда победителей.


Обычно соревнования проводятся при активном участии бизнес-сообщества:






Приз, который получит один из счастливчиков - скутер. Лотерея проводится по номерам билетов.


Талисман команды "МЕГА-ЛАДА"


Немного show-girls






Победитель выглядит немного уставшим. Что естественно, после 5 побед в 6 заездах.



 

Спидвей отличается от других видов спорта тем, что возникнув, он развивался с фантастической быстротой и в короткое время охватил практически все уголки планеты Земля. Когда и где появился этот увлекательнейший вид спорта? Различные источники сообщают, что уже в начале ХХ века в разных странах пытались проводить мотогонки на коротких дорожках с твердым и мягким покрытием. Например, такие соревнования состоялись в 1907 году в Питермарицбурге (ЮАР).

 

В конце первого десятилетия ХХ века в США были очень популярны сначала гонки на деревянных треках, а затем, после того как несколько мотоциклов упали с трека в публику, — на ипподромах длиной от 880 ярдов до 1 мили (около 800-1600 метров), которые получили название «дир-трек» (dirt-track). В 1913 году соревнования на дир-треке начали проводить и в Канаде. Но все же, официальным годом рождения спидвея принято считать 1923-й. И вот почему.

 

В том году в австралийском местечке Вест-Майтланд, расположенном близ Сиднея, появился некий Джон Хоскинс. Ему шел 31-й год и он безуспешно пытался найти работу. По рекомендации старых друзей Хоскинс устроился работать секретарем в сельскохозяйственное объединение. Его служебная деятельность была связана с разъездами, и для этой цели Хоскинс получил в свое распоряжение мотоцикл, который сразу же ему понравился и сыграл решающую роль в его дальнейшей жизни.

 

В Вест-Майтланде не было более удобного места для скоростной езды на мотоцикле, чем конный ипподром, где шефы сельскохозяйственного объединения устраивали скачки. Их организаторы никогда не задумывались на тем, что дорожка ипподрома может быть местом проведения более увлекательного зрелища, нежели конные соревнования. Зато такая идея пришла к Джону Хоскинсу. Благодаря энтузиазму и настойчивости ему удалось организовать группу единомышленников, верящих в успех мотогонок.

 

В один из воскресных дней они устроили пробные заезды. Рев мощных моторов заглушил звуки органа в церкви, расположенной недалеко от ипподрома, в которой время проходило богослужение, и толпы людей ринулись на ипподром. Джон Хоскинс думал, что его разорвут, но зрелище понравилось, и ему поручили к ежегодному дню конных соревнований 15 декабря 1923 года организовать и мотогонки. Выступать на ипподроме длиной 1/3 мили (около 536 м) согласилось 60 гонщиков, в каждом заезде стартовало по шесть гонщиков. Успех соревнований, названных «спидвейными гонками» (которое вскоре сократили до одного слова — «спидвей»), к радости энтузиастов-организаторов, превзошел все ожидания. Эту дату принято считать днем рождения спидвея. Специфика гонок постепенно привела к созданию правил их проведения, не говоря уже о совершенствовании приемов управления мотоциклом. Естественно, что в начале тут не все было гладко. А у организаторов первых гонок не обошлось без серьезных волнений. Например, единственным условием гонок было запрещение гонщикам снимать ноги с подножек. Сейчас об этом можно говорить с улыбкой, а тогда это привело к серьезным переживаниям и организаторов, и гонщиков, и зрителей. Уже в первом же заезде шесть его участников почти одновременно влетели в первый поворот, наклонили свои мотоциклы и... все шесть упали! Можно представить себе переживания зрителей и инициаторов гонок. К счастью, все обошлось благополучно — гонщики встали и вмешательства врачей не потребовалось. Причиной этого группового падения стали левые подножки: на повороте они воткнулись в трек и мотоциклы перевернулись.

 

После этого было принято решение: снять подножки с левой стороны мотоцикла, а действие левой ноги гонщика не контролировать. Вполне естественно, что на повороте они стала оттягиваться назад или скользить по грунту. Это, в свою очередь, привело к появлению на левой ноге гонщика стального башмака с гладкой подошвой. Возникло два стиля езды на поворотах: с левой ногой, оттянутой назад (способ «лег трейлинг») и с левой ногой, выдвинутой вперед и скользящей по грунту (способ «фут форверт»). Тем более, все чаще организаторы начали применять более твердые, чем травянной дерн, покрытия: песок, шлак, а то и просто — землю. Словом, с первых же дней своей летописи спидвей начал бурно совершенствоваться и завоевывать популярность. Начали проводиться соревнования в Аделаиде, Перте и Сиднее. В числе участников этих гонок оказались и спортсмены, уроженцы Англии, которые впоследствии занесли «спидвейный вирус» и на Британские острова. Первая гонка в Англии состоялась 19 февраля 1928 года на треке «Кингс Оук» в Хай Бич недалеко от Эппинга (30 миль на юг от Лондона). На следующий день одна из ведущих английских газет «Дейли миррор» под шапкой «Первый взгляд Англии на высший спорт Австралии» поместила на титульной странице огромный снимок с «Кингс Оук» с эффектным падением австралийца Билли Галловея, оттеснив в нижний левый угол истинную сенсацию тех дней: установление во Флориде капитаном Малкольмом Кэмпбеллом мировой скорости автомобиля — 332,992 км/ч. Бесспорно, этот репортаж, который прочитали свыше 32 тысяч человек, оказал решающее значение в распространении спидвея на Британских островах: через год в Англии насчитывалось уже более 60-и треков. Правда, в отличии от Австралии, наибольшую популярность на Британских островах получили в первую очередь соревнования команд и поединки двух гонщиков. В 1929 году в Англии впервые в мире появилась командная лига. А через год на стадионе «Уимблдон» состоялся первый международный матч между сборными Англии и Австралии: в присутствии 30 тысяч зрителей победили родоначальники спидвея — 35:17.

 

В 1929 году спидвей перебрался и на европейский континент. Было построено два трека в Испании: в Мадриде и Барселоне. В 1929 году состоялся и первый розыгрыш знаменитого «Золотого шлема Чехословакии». В 1930 году спидвей дебютировал в Польше, а в 1932 году — в Германии и Австрии. Первая же попытка организовать соревнования по спидвею в Швеции, предпринятая в 1934 году, окончилась неудачей: вскоре после дебюта появилось распоряжение властей о запрете гонок, как чересчур опасных...

 

Немалую лепту в распространение спидвея в Англии, да и в мире в целом, внесла другая английская газета — «Стар», по инициативе которой в 1929 году были организованы гонки на звание лучшего мотогонщика Британских островов по спидвею, ставших прообразом чемпионата мира. Так как класс австралийских и американских гонщиков, выступавших в то время в британских клубах, был намного выше их британских коллег, гонщики были разделены на две группы: заморскую и английскую. В первой победил австралиец Фрэнк Артур, который в финале выиграл у своего земляка Виктора Хэксли, а группе англичан — Ричард Флогли, опередивший в финале Джека Паркера. Уже на следующий год организаторы отказались от деления участников на группы, а в каждом заезде участвовало по три гонщика, вместо двух, что, бесспорно, сделало гонки более интересными. Этот чемпионат с каждым годом все совершенствуясь (так в 1933 году гонщики впервые стартовали с места) просуществовал до 1935 года включительно. Его последним победителем стал англичанин Фрэнк Чарльз, завоевавший звание чемпиона в соревнованиях, разыгранных по новой формуле: 24 гонщика выступало в четырех отборочных гонках, из них в финал, который состоялся на знаменитом стадионе «Уэмбли», вошло 16. Каждый из этих спортсменов выступал по пять раз. Наконец, в 1936 году ФИКМ (Международная федерация мотоциклетных клубов), предшественником нынешнего ФИМ (Международной федерации мотоспорта), почти по тому же принципу, что и предыдущие чемпионаты газеты «Стар», был проведен первый официальный чемпионат мира (дело в том, что в 1931—1934 годах Французская мотоциклетная федерация в Париже на стадионе «Буффало» проводила соревнования, которые организаторы без согласия ФИКМ называли «чемпионатами мира»), с той лишь разницей, что были введены дополнительные очки, которые начислялись гонщикам за результаты, показанные ими в отборочных гонках. В первом личном чемпионате мира участвовали 63 гонщика: 35 англичан, 11 австралийцев, по три представителя Дании и США, по два — Испании, Румынии, Германии и Швеции, по одному — ЮАР, Канады и Новой Зеландии. В финал же, который состоялся 10 сентября на «Уэмбли», попали десять англичан, четыре австралийца, два американца и датчанин Мориан Хансен. Благодаря дополнительным очкам, первым чемпионом мира стал не австралиец Блю Уилкинсон, выигравший все пять заездов, а его соотечественник Лайонел ван Прааг, набравший в финале 14 очков, но имевший после отборочных соревнований на два очка больше, чем Уилкинсон.

 
Датой рождения спидвея в странах бывшего Советского Союза считается 10 июня 1958 года, когда на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В.И. Ленина в Лужниках были проведены первые в нашей стране соревнования. Инициатором их проведения был Владимир Иванович Карнеев. 10 июня 1958 года главный судья Г. Черкасский дал старт советскому спидвею – были проведены первые в СССР гонки по гаревой дорожке на приз Центрального стадиона имени В.И. Ленина.

Первыми на гаревое кольцо скорости вышли Леонид Диоминский (Минск), Эдвид Крузе (Рига), Борис Самородов (Уфа) и Виктор Симонов (Московская область). По сумме очков трех этапов победителем первых в СССР соревнований по спидвею стал москвич Виктор Кузнецов.

Менее чем через два месяца на Большой спортивной арене в Лужниках состоялись новые гонки. Большой приз Центрального стадиона имени В.И. Ленина (1—2 августа) выиграл Борис Самородов, опередив в финале победителя первых соревнований москвича Виктора Кузнецова и двух рижан — Эдмунда Крузе и Эгилса Янсона.

На следующий год впервые была создана сборная СССР по спидвею. В июле 1959 года в Ровно открылся первый в нашей стране мототрек. В Уфе для нужд спидвея был переоборудован стадион «Динамо», где 27—28 июня состоялись первые в нашей стране международные соревнования — Польша—СССР.

Дебют советского спидвея в чемпионатах мира состоялся в 1961 году. В отборочном соревновании сборная СССР заняла второе место, но в финал не попала. Зато в личном первенстве, к которому было допущено всего три советских гонщика (Игорь Плеханов, Фарит Шайнуров, Борис Самородов), успех был уникальным. С первой же попытки Игорь Плеханов, два года назад не знавший, что такое спидвей, попал в финал чемпионата мира, а в Европейском финале уступил только шведам Ове Фундину и Бъерну Кнутссону.

Еще шире стала география советского спидвея в 1962 году, когда впервые состоялся лично-командный чемпионат СССР, участвовало в котором 16 команд из 10 городов — Владивостока, Краснодара, Ленинграда, Львова, Майкопа, Минска, Москвы, Ровно, Таллина и Уфы. После чего можно было смело утверждать, что спидвей в нашей стране получил широкое признание.

Про спидвей в Тольятти вы можете узнать на сайте спортивного клуба "МЕГА-ЛАДА"


  • 1
  • 1