Previous Entry Поделиться Next Entry
Валаамские панорамы. Нижний и верхний храмы Спасо-Преображенского собора
заводы стоят
ruzovdmitry

Спасо-Преображенский собор - "краса и гордость Валаамской обители. Высокий, светлый, величественный. Ни на стенах, ни на колоннах нет местечка, которое не было бы расписано или не покрыто каким-нибудь красивым орнаментом или виньеткой. Всюду видны изящество, вкус и полная гармония красок: все краски нежные, не бьющие в глаза. Картины - копии с картин знаменитых художников - изображают священные события из жизни Господа Иисуса Христа, Божьей Матери, а также святителей, преподобных и ангелов. Иконостас четырехъярусный, резной и золоченый. ...Перед иконостасом, в нижнем ряду икон его, пристроены висячие подсвечники у каждого образа, ...своею легкостью и красивым ажурным рисунком не заставляют и желать лучшего. И все это благолепие исполнено трудами и усердием валаамской братии".


Гордостью Валаама по праву считалась верхняя церковь, освященная во имя Преображения Господня 19 июня 1896 года архиепископом Выборгским Антонием (Вадковским) в присутствии членов Императорской семьи – великого князя Владимира Александровича с супругой – великой княгиней Марией Павловной, великого князя Кирилла Владимировича с великой княгиней Марией Александровной, герцогиней Саксен-Кобург-Готской.

Паломники поднимались в храм по двум каменным лестницам, соединяющимся затем в одну. На стенах лестницы они видели изображение чинного шествия всех святых, в земле Российской просиявших, начиная с X века. С правой стороны оно завершалось изображением Спасителя, с левой – образом Пресвятой Богородицы, смиренно склонившей голову. Выше, на стенах колокольни, располагались сюжеты из Ветхозаветной истории. Пройдя через тамбур с резными деревянными дверями, паломники попадали в просторный, залитый светом четверик храма, с возносящимся над ним огромным куполом. Вокруг барабана купола был выстроен балкончик с коваными чугунными перилами. На перилах балкончика в большие праздники выставлялись высокие свечи, огни от которых трепетали на позолоченной поверхности купола. Весь храм – стены четверика и алтаря, столбы и своды – заполняла яркая, светоносная живопись на сюжеты из евангельской истории. Богомольцев поражали также и мастерски выполненные золоченые резные киоты и четырехъярусный, резной, золоченый по белому фону иконостас. Иконы в иконостасе полностью были выполнены трудами валаамских иноков во главе с иеромонахом Алипием (Константиновым). Тыльная сторона иконостаса была выкрашена под желтый мрамор, проемы затянуты холстом и расписаны иконной живописью. В алтаре находился серебряный престол с позолотой и рельефными изображениями крестных страданий и смерти Спасителя, украшенный драгоценными камнями и огражденный с четырех сторон толстыми зеркальными стеклами.

1.От всего этого великолепия во времена советского запустения на острове оставались стены с рассыпающейся росписью и рамки иконостаса.  Здесь и далее фото сделанные Александром Яковчуком в 1983 году.


2. Современное состояние.


3. Храм освещался пятью паникадилами: центральное в куполе – трехъярусное, бронзовое с золочением, в стиле XVII века, и четыре небольших паникадила – в глухих куполах. Возле клиросов находились два резных золоченых киота. В правом – живописное Распятие Господне, в левом – Казанская икона Божией Матери, внизу под ней – рака с 122 частицами святых мощей.


4.


5. Возле второй центральной колонны с правой стороны стояло игуменское кресло, украшенное резьбой. Полы храма были выложены гранитом и кафелем.


6.


7.


8. Верхний храм Спасо-Преображенского собора - виртуальная панорама.


9. Колоритные двери на входе в  верхний храм и фрагмент правого нефа.


10. Верхний храм Спасо-Преображенского собора ближе к иконостасу и алтарю.


«Вся нижняя церковь украшена стенною живописью. На потолке, где спускается паникадило, изображены четыре Евангелиста, включенные в красивые рамки… На колоннах помещены картины из земной жизни Спасителя и Богородицы, в узких местах колонн – лики преподобных, на сводах же соединения сих последних написаны херувимы. Потолок этой церкви выкрашен в синий небесный цвет, где раскиданы звезды. Фон стен и колонн желтый, приятного колорита. Над окнами тоже изображены херувимы… Иконостас резной, золоченный по светло-синему и розовому фону; иконы в нем древние, находившиеся в прежнем соборе, все в массивных серебряных ризах. Алтарь очень обширен и светел. Главный престол – бронзовый посеребренный, красивой отделки с барельефами страдальческой жизни Богочеловека. По правую сторону главного алтаря пристроен придел Благовещения Богоматери, где и совершается ранняя литургия, после которой бывает ежедневно молебствие у раки преподобных Сергия и Германа. В алтаре и на солее – пол паркетный, в самой же церкви и паперти из путиловской плиты шашками. Церковь отапливается шестью железными печами. Слева, у церковных дверей входа – ведет витая чугунная лестница на хоры», – таким запомнился паломникам, посещавшим Валаамский монастырь, нижний храм.

11. К сожалению росписи покрывавшие стены и потолок нижнего храма утеряны.


12. Служба в нижнем храме.


13. Нижний храм Спасо-Преображенского собора - виртуальная панорама.



14. Нижний храм Спасо-Преображенского собора ближе к алтарю.


На этом мы закачниваем с осмотром центральной усадьбы и продолжим в следующий раз, отправившись в один из скитов.

Другие панорамы Валаамской обители:
*************************
Скит Александра Свирского
Коневский скит
Игуменское кладбище
Прогулка от пристани к усадьбе
Братская трапезная и Успенский храм

*************************
[Еще о Валааме]
Валаамские фотозаметки. Первые впечатления http://ruzovdmitry.livejournal.com/59667.html
Валаамские фотозаметки. Центральная усадьба http://ruzovdmitry.livejournal.com/61254.html
Валаамские фотозаметки. Про природу и Святой остров http://ruzovdmitry.livejournal.com/61860.html
Валаамские фотозаметки. Реставрация http://ruzovdmitry.livejournal.com/62856.html
Валаамские фотозаметки. Обустройство http://ruzovdmitry.livejournal.com/63772.html


Показалось интересным, не поленитесь рассказать друзьям, нажав кнопку чуть ниже.



  • 1
Здорово, однако!!
Вопрос. Возникают проблемы со съемкой внутри храмов и как решаются? Мне регулярно пытаются запретить снимать даже снаружи, мотивируя "батюшка запретил" и тп.

Спасибо!
Разумеется проблемы возникают. Хотя это не проблемы, а вопрос собственного мироощущения. Снаружи я снимаю практически везде без каких бы то ни было разрешительных санкций. А неуверенных охранников посылаю лесом. Но перед этим все же стараюсь договориться.
Что же касается внутреннего убранства храмов. Здесь лучше запастись разрешением настоятеля. Это руководитель данного конкретного храма. Вот оперативно найти его действительно проблема. Беседовать с ним лучше заранее, т.е. до службы или в другое свободное время. Если есть возможность, можно принести свои фото-работы, для убедительности так сказать. Настоятели вполне адекватные и многоопытные люди, постоянно практикующие психологи я бы сказал. Возможно еще и посоветуют, когда и что, лучше и удобнее снимать. Ну и я обычно ничего не имею против передачи полученного материала для целей храма. Такая вот дипломатия.

Edited at 2012-11-18 11:18 (UTC)

Спасибо!) Жаль чаще попадаю в такие места не планируя заранее, договариваться приходится по факту..

Впечатляет! Спасибо.

маленький вопрос возник - на фото всегда светлее, чем на панорамах. С чем связано? При конвертации свет теряется?

Зависит от хостинга панорам и качества материала.
Заинтересуют подробности - лучше в личку.

подозревал, что ограничения есть. но сам вряд ли - научился быстро сектора клеить градусов на 100-180 в один ряд и решил, что мне этого хватит. Да и уровень техники нужен совсем не мой под такие задачи.

Да нет, на самом деле для съемки простых панорам достаточно любого фотика. В случае с мыльницой главное - по свету угадать ))

Хорошо реставраторы постарались.

Да, налицо огромный труд с их стороны!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account