Previous Entry Поделиться Next Entry
Валаамские фотозаметки. Центральная усадьба
осень
ruzovdmitry
В первые дни на острове мы постарались вдоль и поперек прочесать окрестности Центральной усадьбы Валаама, благо там все поблизости. Хорошим спутником и туриста, и паломника станет обычный путеводитель. Вооружившись им вы не потеряетесь, если немного зевнете, слушая рассказы экскурсовода.  Да и для самостоятельной прогулки нет лучшего провожатого.
Здесь и далее  будут использованы кроме моих фото, снимки Александра Яковчука сделанные на Валааме в 1983 году и гравюры из "Собрания видов местностей острова Валаама, рисованных с натуры художником П.И. Балашовым, изданное усердием настоятеля игумена Дамаскина с братиею. Издание Валаамского монастыря, 1863 г."

Вид на центральную усадьбу о.Валаам из Монастырской бухты.



1. Центральная усадьба монастыря расположена в северной части острова на берегу Монастырской бухты. Сам монастырский комплекс представлен Спасо-Преображенским собором и двумя келейными корпусами - каре, выстроенными вокруг собора.
От пристани вверх к южным воротам усадьбы ведет гранитная лестница.  Перед внешним каре с юго-западной стороны есть смотровая площадка, с которой открывается отличный вид на бухту.


2. Монастырская бухта и пристань.


3. Около пристани расположена часовня во имя иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость". Буквально год назад брусчатки вокруг не было. Просто земля и трава. Сейчас все выглядит очень здорово. Я слышал мнение, что это слишком "по городскому", но лично мне понравилось.


Музей

4. Тут же рядом с пристанью расположено одно из самых старых каменных строений. Это Благовещенская часовня, построенная в 18 веке при игумене Назарии.


5. Прямо поблизости расположено здание музея ремесел. Монахи и послушники вдали от мира сами обеспечивали себя всем необходимым.


6. Инструменты сапожной мастерской.


7. Столярные инструменты.


8. Симпатичные ведерки-чайнички


9. Прялки целиком я не увидел, но различные инструменты сохранились.


10. Не только функционал, но еще и роспись.


11.


12. При монастыре работали смологонный, кожевенный, гончарный и кирпичный заводики. Печи для обжига извести. Здесь на островах добывали знаменитый гранит и даже выливали колокола.


13.


14. Процветало лесное хозяйство, было устроено несколько питомников редких пород деревьев.


15.


16. Братия трудилась на сенокосе, заготовке дров. Было поставлено огородное и фермерское хозяйство.


17.


18.


19.


20.


21.


22. Разведение рыбы в монастыре известно с 1880 года, когда был устроен рыбозаводный завод в нижнем этаже молочной фермы.


23. Монахи разделывают рыбу.


24. Рыбаки в Монастырской бухте.


25.


26.


27. Этот кованый архангел был снят со шпиля на старом братском кладбище.


28. Осмотрев музей мы поднялись к собору. Знаменская часовня.


29.


30. Справа перед южными вратами ансамбля расположена лавка и магазинчик.


31. Южные врата.


32.


33. Пространство между внутренним и внешним каре. Вид на восточные ворота.


35. Восточные ворота и келейный корпус. Вид с обратной стороны.


36. Непосредственно во внутреннем каре растут поразительные деревья. Они как будто стелятся по земле. Поскольку здесь еще только-только начиналась весна, я совсем не догадался, что это просто сирень. Но этой сирени более 100 лет.


37. Приятное убранство внутреннего дворика.


38. Вид сверху.


39. По приезду мы застали "чин о панагии". Сущность чина заключается в том, что из храма по окончании литургии (службы) износится всей братией со священными песнями просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы, в монастырскую трапезу, там ее полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Святой Троицы и молитвою Пресвятой Богородице просфору возвышают (поднимают) над иконами Их и вкушают от нее. Смысл чина, очевидно, - живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресвятой Богородицы. В праздничном одеянии - игумен Валаамского монастыря Панкратий.


40. Братия после литургии направляется в трапезную.


41.


42. Очень здорово, что сохранились и дошли до нас гравюры Петра Ивановича Балашова, сделанные на Валааме в 1859 году. По ним мы можем увидеть то, что время уже изменило или скрыло от нас, красоту мест привлекавшую взоры русских художников.
Художники-пейзажисты Клод М.К., Шишкин И.И., Куинджи А.И., Гине А.В., Джогин П.П., Васильев Ф.А., Балашов П.И., Рерих Н.К. посвятили Валааму свои всемирно известные живописные шедевры. Валаам стал своеобразной мастерской под открытым небом. В 1868 году в Петербургской Академии художеств был открыт пейзажный класс, в программу которого входила обязательная работа с натуры на Валааме.
А мы в свою очередь можем сравнить нынешнее состояние обители с прошлым.


43. Фото Александра Яковчука. Вид на Монастырскую бухту. 1983 г. В это время монастырь пребывал в запустении. Братии на острове не было. Иконы и святыни были вывезены на материк.


44. Вид на Монастырскую бухту. Наши дни.


45. Балашов. Вид с колокольни Спасо-Преображенского храма на монастырскую бухту.


46. Вид на Монастырскую бухту. Наши дни. (Щелкните на картинку для увеличения)


47. Как и в 1983 году сейчас собор стоит почти полностью укрытый лесами. Полным ходом идет реставрация фасада здания собора. Подробнее о реставрации читайте в одном из следующих постов.



Шаг назад (про подготовку)
Начало можно поглядеть здесь.
Во время подготовки поездки оставался открытым вопрос, кто же за нас может поручиться. Для начала была заброшена удочка по старой памяти. Однажды одна из наших работ была востребована в православном журнале «Славянка». Контакты остались и письмо в редакцию было отправлено. Ответ случился в целом позитивный. «Да, мы согласны, подготовим письмо, ждите…»  Но любому ожиданию есть  предел. Да, может быть 2 недели это не срок, но время летело и близился дедлайн, он же - отпуск. Рука усиленно чесала затылок головы глядящей в окно.
У нас из окна видны купола 2-х храмов. Супруга ходит в оба. Подумали и обратились к настоятелю Свято-Тихоновского  храма с наивной по простоте просьбой - «помочь в этом деле». Отец Андрей предложил нам подготовить текст письма и пригласил пообщаться.
Я во христианстве скорее «захожанин» - есть такой термин применимый к прихожанам, которые не слишком строго блюдут закон божий и посещают храм время от времени. Наверное тогда, когда становится совсем плохо. Пообщаться с батюшкой в неофициальной обстановке всегда интересно. Шаблоны прочь, и за внешними атрибутами и одеяниями ты видишь кропотливую работу управленца специфического направления. Отец Андрей весьма прогрессивный и современный батюшка. Да и как иначе. Делам духовным сопутствуют мирские. Здание храм расположено на территории г.о. Тольятти. На этом этапе, как раз и происходит плотный контакт духовного с материальным, а урбанизированная бюрократия расцветает пышным цветом. Живой пример: возникла необходимость сделать подъезд к храму более комфортным. Для этого необходимо было подвинуть мусорные баки, которые стоят в строго отведенном месте. Оказывается, что подобными вопросами, включая планировку места под мусорные контейнеры, занимается ни кто иной, как главный архитектор города. Решение такого незначительного на первый взгляд вопроса отняло полгода. И по окончании работ специальная комиссия приезжала для приемки. Бегали с рулеткой и вымеряли нужные сантиметры.
Вообще беседа была небольшой, но занимательной. Благочинный поделился причинами достаточно прохладного отношения к СМИ. Накануне нашей беседы 2 марта 2012 г. состоялось  освящение и торжественное поднятие купола и водружение креста на  храм в честь  Трех Святителей строящегося в Тольятти  Поволжского православного института имени Святителя Алексия Московского. Так вот одно из местных ТВ ничтоже сумняшеся преподнесло, как знаковое событие в жизни «Тольяттинской Патриархии». Но ведь как звучит! И редакторы это пропускают. Можно конечно  для красного словца назвать обычного настоятеля «владыкой», тут же при живой жене записав его в монахи. Но для самого настоятеля это будет явно перебором.
В итоге мы вооружились письмом от благочинного, что само по себе интересно.  А еще отец Андрей пригласил к сотрудничеству, но об этом как нибудь в следующий раз.

Пара-тройка вечерних ( а скорее ночных - ибо фактически съемка проводилась между 23:00 и 24:00 часами "вечера" ) видов.

48. Монастырская бухта вечером.


49. Монастырская бухта и Никольский скит.


50. Центральная усадьба и пристань вечером. Вид из Монастырской бухты.




  • 1
я был в этом музее, там невероятно красиво, когда лучи солнца пробиваются сквозь щели в крыше

Там темновато, мы просто попросили включить свет, чтобы походить-поглядеть.

вечерние фото очень красивы!
и природа там хороша - сама побывать мечтала)

(Анонимно)
Работы прекрасны, да еще на таких сравнениях во времени, бесподобно. Молодец

Остров переживал различные периоды на протяжении многих лет. Думаю, очень здорово, что мы сможем воочию сравнить некоторые из них.

(Удалённый комментарий)
Спасибо!

Понимаю, что вопрос с подвохом, но... :)
VIP-отдых организуют все кому не лень, но на материке. Это катера, яхты, воздушны подушки и возможно дирижабли до острова, вокруг острова и т.д. Вообщем обычный бизнес.
МЧС развернул на Валааме большую базу. Зачем - догадайся с одного раза.

Что же касается приглашенных гостей, то на Валаам приезжают посетители со всего мира и наверное попадают под категорию вип-паломников. Этим занимается паломническая служба. Условия таким посетителям предоставляются соответствующие, но это на самом деле глубоко вторично.

Димуля, спасибо за пост!!! Неужели мы всё это видели... до слёз хочется обратно!
Посмотрела Топ 50 работ Яковчука, до сих пор пребываю в шоке, а говорят еще, что люди не меняются.

Яковчука обсуждать здесь нет смысла. Его фото с острова показались мне достаточно интересными. Сильно разнящимися с современным бытом.

(Удалённый комментарий)
Пожалуйста! Будут еще природа и панорамы.

Валаамское небо-это чудо! Как и само место! Замечательные фото!

Спасибо!
Ультрафиолета по весне там как в высокогорье.

я в восторге от ваших прекрасных валаамских зарисовок, спасибо!

Спасибо! Очень приятно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account