Previous Entry Поделиться Next Entry
Валаамские панорамы. Братская трапезная и Успенский храм
заводы стоят
ruzovdmitry
А приходилось ли вам столоваться при монастыре? Пустые кислые щи и каша на воде? Ну прямо скажем, это не так. Представьте себе мужиков, работающих аки тягловые лошади. Тут и строительство, и обустройство. Все это на острове являет собой непрерывный процесс. И если мужика не кормить, какой из него работник? С умом организованные ферма, форелевое и приусадебное хозяйства умереть от голоду не дадут. Ни братии, ни паломникам. Питание здесь хоть и два раза в день, но такое, что мы иной раз обходились только ужином.

Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря опоясывают два четырехугольника келейных зданий. Внутренний четырехугольник (1785-1801) составляют самые ранние каменные здания монастыря, выстроенные игуменом Назарием, начавшем каменное строительство на Валааме. Здесь размещались: настоятельские кельи (западная линия), братская трапезная (северная линия), братские кельи (южная линия).  Здание северной линии замыкает Успенская церковь (освящена в 1785 г., в XIX в. перестроена).  



1. Трапезная расположена в северном крыле внутреннего каре.


2. Пока братия вкушает, в трапезной звучит молитва.


А вот как увидел Валаамскую трапезную Иван Сергеевич Шмелев:

"Я вхожу в трапезную. Длинная, невысокая палата, своды. Вижу длинные-длинные столы, простые, непокрытые, и на них, чинными рядами, миски, светлые липовые ложки, белые ручники, холстинные, накрывающие попарно миски, - все ровными-ровными рядами, - солоницы, оловянные уполовники, приземистые широкие сосуды - чаши, будто из тускло-старинного серебра, налитые бордовым квасом, с плавающими, как уточки, ковшами, темные ломти хлеба, и эти белоснежные ручники - холстины, похожие на крылья чаек... - так мне напоминает былинные "бранные" столы и что-то близкое и родное мне... - рабочие праздничные столы нашего старого двора в далеком детстве? Пахнет густо и сладковато-пряно - квасом и теплым хлебом. Вдумчиво-сокровенно смотрят с пустынных стен - благословляют преподобные подвижники, в черных схимах.

Молитву уже пропели. Братия сидит чинно за столами, в глухом молчании. Чувствую я смущенно, как испытующе смотрят на меня, такого невиданного здесь, в серой студенческой тужурке, в золоченых пуговицах с орлами, отыскивающего себе местечка. Кто-то мне шепчет строго: "Подале, подале, за братию... богомольцы там, во второй палате". Я прохожу рядами темных, немых столов, взирающих в строгой тишине, и нахожу местечко - рядом с бедными старичками-олончанами. Против меня сидят притихшие питерцы - извозчики, ехавшие на пароходе с нами. Они знакомо моргают мне, как будто хотят сказать: "Здесь, брат, не поговоришь... стро-го здесь!" За старичками-олончанами сидит тощий монах, глядит на пустую мисочку, не поднимая глаз, и, кажется мне, тоже говорит в молчаньи: "Да, строго здесь".

3.


4.  Питание в трапезной обители дважды в день - по монастырскому уставу, то есть мясных продуктов в меню нет; среда, пятница - постные дни. Мы же с утра немного заправлялись чайком с печеньками.


5. Здоровье - это главное. Жаль, что я не уточнил, чем обычных стол отличался от диетического.


6. Все помещение трапезной отапливается несколькими печами.


7. Панорама трапезной, чтобы оглядеться вокруг жмите на картинку. Далее - нажимайте и крутите панораму мышкой.


8. Если пройти вглубь трапезной открывается некое подобие актового зала, удобно устроенного для проведения лекций, семинаров и возможно пресс-конференций. Уж не знаю, проходят такого рода мероприятия на острове...


9. Иконостас и роспись не оставили меня равнодушными.


Вся история Валаамской обители состоит из чередующихся этапов расцвета и запустения. В течение тридцати двух лет (1952–1984) здесь находился дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых. Наиболее выпуклая форма государственного цинизма. Только представьте себе, как это "благородно" собрать инвалидов и свезти их на один остров. С глаз долой из сердца вон!

В Спасо-Преображенском соборе из-за коденсата и протечек кровли осыпалась живопись. В нижней церкви собора хранились овощи. В алтаре Успенской церкви открыли магазин. В Воскpесенском скиту обосновалась туристическая база. "На кирпич разбирались каменные скиты, а деревянные использовались как легкодоступное топливо", – пишет современный автор В.Р. Рывкин. По воспоминаниям островитян, "директор дома инвалидов разбирал и сжигал деревянные часовни – отапливал ими свинарник и коровник; председатель сельсовета жег старые церковные книги и иконы". В 1950-е годы был сожжен деревянный храм Ильинского скита на острове Лембос. Погибли Назариевская пустынь и около 20 деревянных часовен на островах. От строений Коневского скита к середине 1950-х годов остались только фундаменты. Церковь, перевезенную на центральную усадьбу, приспособленную под кормокухню и оскверненную, позже также уничтожил пожар. Были разрушены и находившиеся под попечением Валаамской обители Андрусовский и Сяндемский монастыри (Олонецкий район Республики Карелия), а также, в значительной части, Палеостровская обитель преп. Корнилия на Онежском озере. Последняя, Покровская часовня, как и многие другие, сгорела не во время военных действий, а в мирное лето 1982 года (ныне, как и Владимирская, отстроена заново).

10. Но пройдем дальше. Как бы контрапунктом к предыдущему роскошному убранству выступает Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Все более чем скромно. Здесь и был когда-то магазин.


Продолжение следует. В следующем посте полюбуемся убранством Спасо-Преображенского собора.

Другие панорамы Валаамской обители:
*************************
Скит Александра Свирского
Коневский скит
Игуменское кладбище
Прогулка от пристани к усадьбе

*************************

[Еще о Валааме]
Валаамские фотозаметки. Первые впечатления http://ruzovdmitry.livejournal.com/59667.html
Валаамские фотозаметки. Центральная усадьба http://ruzovdmitry.livejournal.com/61254.html
Валаамские фотозаметки. Про природу и Святой остров http://ruzovdmitry.livejournal.com/61860.html
Валаамские фотозаметки. Реставрация http://ruzovdmitry.livejournal.com/62856.html
Валаамские фотозаметки. Обустройство http://ruzovdmitry.livejournal.com/63772.html


Показалось интересным? Не поленитесь, рассказажите друзьям, нажав кнопку ниже.



  • 1
>>Питание в трапезной обители дважды в день - по монастырскому уставу, то есть мясных продуктов в меню нет; среда, пятница - постные дни.

не поняла, то есть мясных продуктов нет совсем? или только по постным дням?
и почему только дважды в день? для здоровья совсем не айс(

Мяса нет совсем. А постные дни "свободны" от молока, животного масла, сыра, рыбы, яиц ну и т.д. Два раза в день, причем это обед и ужин, согласен далеко не айс. Мне было сложновато, но такой уклад диктуется монастырским уставом.
Я не вегитарианец, но отсутствие мяса на самом деле оказалось не принципиальным. Постная пища была сытная и порции, как в деревне у тетки.

ого( отсутствие мяса на время и вообще в рационе - разные вещи. зачем осознанно и методично портить здоровье, не понимаю(

ну за неделю врядли здоровье испортишь ))
а колбаса на острове в магазине в 3 раза дороже

ну они то там годами живут же?

Монахи действительно так питаются, рыба разрешена только по праздникам и в выходные, когда разрешено вкушение рыбы.В некоторых скитах не употребляют молоко и рыбу круглый год, т.е постятся весь год. Меня не пустили в монастырскую трапезную, не только меня, не пускают женщин, дабы не смущать монахов.

тут я логику и смысл не понимаю-
постоянное отсутствие В12(не говоря о еще куче элементов, вы как мама тоже знаете) очень сильно и необратимо сказывается на нервной системе, мозге и тд. т.е. сознательный загон себя в уныние и кучу возможных болезней. напоминает ношение вериг - медленный и, повторюсь, осознанный, суицид. что есть грех. "претерпевший же до конца спасется" Матф.номер не помню.

"пища не приближает человека к богу и не отдаляет от него"
"Нужно все употреблять во славу Божию, ни от чего совершенно не удаляясь, как делают еретики, безрассудно отвергающие то, что Бог сотворил весьма хорошим. От всех находящихся снедей, хотя бы и сладких, нужно брать понемногу. Таково рассуждение мудрых, а не то, чтобы некоторые роды пищи выбирать, а другие оставлять; дабы и Бога благодарить и сохранить ненадменность души: так мы избегнем возношения и не будем гнушаться тем, что Бог сотворил хорошим."(с)нил сорский

..ну а женщин то не пускать понятно;)

Дмитрий, а что в бутылочках на столе? Масло и уксус? :-))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account