Previous Entry Поделиться Next Entry
Звезды и гудрон
осень
ruzovdmitry

     На карте России Самарская излучина, встречающая на своем пути красавицу Волгу сразу бросается в глаза неповторимым изгибом. Необычное место, настолько же загадочное, насколько богатое историей.  И Стенька Разин здесь чудил, и запасная столица планировалась, и нефть активно добывалась. А строительство ГЭС - это вообще большая отдельная мировая веха. Но мне хотелось бы коснуться темы использования природных ресурсов лишь слегка. Человек в Жигулях постоянно что-то добывал. Начинал с добычи известняка и битуминозных песчаников, из которых выплавлялся гудрон на Бахиловском битумном заводе. В годы Великой Отечественной войны в Жигулях стали качать нефть. Это вызвало широкое строительство дорог, трубопроводов и линий электропередачи. Вот что, например, писал путеводитель "Волга, Кама, Ока, Дон" в далеком 1955 году:
"В Жигулях всюду видны нефтяные вышки. Здесь - один из крупных районов "Второго Баку" - мощной нефтяной базы, созданной на Востоке в годы пятилеток. Нефтяная промышленность, одна из важнейших составных частей тяжелой индустрии, получила в Жигулях широкое развитие. Жигулевские нефтяники освоили новые высокопроизводительные методы: двухствольное бурение, при котором с одной вышки бурятся сразу две скважины, турбинное бурение наклонно-направленных скважин, проводку скважин с промывкой водой вместо глинистого раствора, добычу нефти из двух горизонтов одной скважиной и т. д."

     Одной из сохранившихся в Жигулях "магистралей" тех лет является дорога нефтяников или гудронная дорога (гудронка). Построена она во время обустройства нефтепромысла немецкими военнопленными в начале 50-х годов. Поднимаясь от Бахиловой поляны вверх вдоль Малинового дола гудронка проходит по всему Жигулевскому хребту и спускается обратно к Волге в районе Молебного оврага. Эту дорогу я видел много раз на картах подробных и не очень. Заметна полоска дороги была и со спутниковых снимков еще до появления карт яндекса и гугла. Близок был локоток, но по разным причинам руки все не доходили.  Во-первых с 1966 года дорога проходит по территории Жигулевского заповедника им.Спрыгина, что весьма серьезно ограничивает возможность ее посещения. Во-вторых в принципе с руководством заповедника вполне можно было обсудить вопрос посещения данного маршрута на взаимовыгодной основе. Однако конкретной интересной тематики со своей стороны я не предлагал и дело не двинулось, если бы... Нашлись коллеги, которые договорились с заповедником и пригласили принять участие в маршруте, причем с максимально комфортным запасом по времени - на все про все выделялось целых три дня. Погулять и поснимать времени хватало с запасом, даже на капризы погоды.

Наблюдательная пожарная вышка на г.Ботаничка близко к полуночи.
Гудронная дорога Жигули


В принципе затея пройти проторенной годы назад тропой напрашивалась сама собой. И вот мы идем. Только приличного веса рюкзаки за спиной мешают воспринимать происходящее вокруг, как прогулку. Если мельком взглянуть на наш маршрут, понятно, проходит он параллельно реке. Однако Волга-матушка, если не отклоняться сильно в сторону, с дороги почти не видна. Она лишь угадывается за деревьями в местах, где поперечные овраги вплотную подходят к гудронке.

1. Схема маршрута. По нажатию чуть крупнее.


Маршрут наш стартовал Бахиловой поляны, где с 1935 года (с небольшим перерывом) находится Управление Жигулевского заповедника. Сначала контора заповедника располагалась в старом доме на окраине восточной части поселка . В конце 60-х гг под центральную усадьбу заповедника была отведена юго-западная часть поселка, примыкающая к устью Школьного оврага. С 1993 года контора заповедника переместилась во вновь выстроенный двухэтажный каменный административно-лабораторный корпус в восточной части поселка у подножья Малой Бахиловой горы. Бахиловский овраг - один из крупнейших (второй после Ширяевского) северной части Самарской Луки. Рассекает Главный Жигулевский хребет с юга на север. 

Первым и самым скучным оврагом ведущим вверх на  хребет является Малиновый дол. В месте слияния с Бахиловой Поляной правый склон устья именуется горой Коленкой. Крупный отвершек, спускающейся с Главного Жигулевского хребта имеет название Каменного пояса. По этому же склону выше и ниже отрога Каменный пояс находятся узкие карстовые полости - пещеры. В одной из них в начале 20-го века был найден проф. М.Э.Ноинским череп пещерного медведя.
Почему скучным? Ну медведей мы там не нашли. Да он хоть и полого, но постоянно поднимается вверх. И за этим подъемом не остается времени для "походить вокруг и поснимать".  

2. Тянуть в гору дело очень и очень скучное. Где-то на середине подъема мы присели перехватить по-быстрому.
Гудронная дорога Жигули

3.
Гудронная дорога Жигули

4. Но вот склоны справа и слева отступают и кажется, что ты гуляешь где-нибудь в парке рядом с домом.
Гудронная дорога Жигули

5. С небес на землю нас спускает гуляющая живность. Семейство кабанов неожиданно перебежало нам дорогу. Судя по помету, кабаны испражняются исключительно на проезжей части. В кустах делать это неинтересно. Из крупной живности за три дня нам еще попалась косуля.
Гудронная дорога Жигули

6.
Гудронная дорога Жигули

7. А почему собственно "гудронка"? Сохранившееся местами дорожное покрытие говорит само за себя. Подушку дороги от размывания спасает грамотный дренаж, стоки и карстовая порода. На схеме выше видно, проложена дорога от Бахиловой Поляны по Малиновому долу, выходит на Главный Жигулевский хребет (здесь ответвляется тупиковая дорога в сторону Большой Бахиловой горы), через 6 км еще одно ответвление на Стрельную гору. Далее дорога перекрещивается с дорогой, идущей из Зольного на урочище Гудронный, проходит через Зольненский купол (бывшый газо-бензиновый завод, а позже - Зольненская газокопрессорная станция) и спускается серпантином в Молебном овраге.
Гудронная дорога Жигули

8. Признаки нефтедобычи время от времени попадаются на глаза. Это, как правило, законсервированные скважины и редко - фрагменты оборудования.
Гудронная дорога Жигули

9.
Гудронная дорога Жигули

10. Поднявшись наверх мы поворачиваем в обратную сторону к Большой Бахиловой горе. Поблизости от нее расположена гора Ботаничка, на которой установлена 20-ти метровая противопожарная вышка.
Гудронная дорога Жигули

11. Сама вышка уже довольно старенькая. Перекрытия внутри хлипковаты. Да и дует там прилично.
Гудронная дорога Жигули

12. Вид изнутри.
Гудронная дорога Жигули

13. Сверху открывается совершенно потрясающий вид, хоть и коленки немного дрожат. Южная сторона. Кликабельно.
Гудронная дорога Жигули

14. Если взглянуть на восток, видна гора Стрельная.
Гудронная дорога Жигули

15. За Волгой раскинулся поселок Прибрежный.
Гудронная дорога Жигули

16. Вид на запад закрывает лесной массив. Большой Бахиловой горы, да и всего остального не видно.
Гудронная дорога Жигули

Расположена вышка на Веселой поляне. Эта небольшая поляна занята степной растительностью и окружена корявой дубравой с юга, по склону на юг к поляне примыкает каменистая степь. Весной кабаны часто посещают поляну, и кормятся выкапывая клубни таволги. С поляны открывается изумительная панорама на южные районы заповедника, представляющие покрытые лиственным и сосновым лесом склоны. Также просматривается значительная часть Малинового дола, по которому проходит Гудронная дорога.

17. Южный склон горы Ботаничка. 
 Гудронная дорога Жигули

18. Очень интересно здесь побывать в время пролета перелетных птиц, когда косяки пернатых проплывают мимо на высоте наблюдателя.
Гудронная дорога Жигули

После небольшого перекуса мы планировали проводить солнце на Большой Бахиловой горе. Однако немного промахнулись и вышли чуть правее ее. Времени штурмовать овраг или искать перешеек уже не оставалось. Так что получилось несколько кадров ББ-горы.

19. На вершине Большой Бахиловой находится реперная точка.
Гудронная дорога Жигули

20. Солнце все ниже. Справа виден треугольник совсем затопленной Шалыги.
Гудронная дорога Жигули

21. Сумерки сгущаются, в городе зажгли освещение, а нам пора в лагерь на ночевку.
Гудронная дорога Жигули

22. Наш маленький лагерь. Разведение огня на территории заповедника запрещено. Мы для разогрева пищи пользовались парой горелок.
Гудронная дорога Жигули

Надо заметить, погода была к нам благосклонна и подарила почти безветренную и ясную ночь. А уж коль луны на небосклоне не маячило, мы решили немного времени уделить съемкам звездного неба.

23. Метеоры на картинке видны невооруженным глазом. Вышка снизу дополнительно подсвечена фонарем. За деревьями видна засветка от города со стороны Новокуйбышевска.
Гудронная дорога Жигули

24. Продолжаем креативить. В поиске своей звезды!
Гудронная дорога Жигули

25. А вообще было просто приятно сидеть и глядеть на звездное небо.
Гудронная дорога Жигули

Следующий большой день начался с визита на Большую Бахилову гору.

26. С горы Ботаничка на соседнюю вершину ведет неширокий каменный мосток, очень напоминающий Чертов мост горы Стрельная. Не такой драматичный, но все же. В сумерках накануне пробираться там было бы затруднительно.
Гудронная дорога Жигули

27. Общий план ББГ. Большая Бахиловая красивейшая скалистая вершина в окрестностях Бахиловой Поляны, возвышающая более чем на 320 м.
Гудронная дорога Жигули

28. Прекрасная перспектива уходящего на юг Бахиловского оврага.
Гудронная дорога Жигули

29. Вершина горы состоит из двух гребней. Более низкий - западный, закрывает вид на Бахилову поляну. Справа вдалеке видны буруны водосброса Жигулевской ГЭС.
Гудронная дорога Жигули

30. Взгляд вниз по течению Волги. Слева - остров Середыш. Справа - вершины ориентированного с запада на восток главного Жигулевского хребта.  Хребет на всем своем протяжении имеет различную высоту и расчленен на несколько геологических структур. Отдельные из них имеют самостоятельные названия (с запада на восток): Усинские Жигули, Молодецкие Жигули, обособленная Могутова гора, Морквашинские Жигули, Зольненские Жигули (их то мы и видим), Серные Жигули. Максимальная высота хребта находится в районе горы Наблюдатель (Зольненский купол), к западу и востоку от которого высоты плавно понижаются. Хребет - горный кряж, и есть собственно Жигулевские горы, имеющие вид горной страны только со стороны Волги. К югу он незаметно переходит в возвышенное плато.
Гудронная дорога Жигули

31. Середыш остров в пойме Волги, напротив Бахиловой Поляны. В 1932 г Середыш вошел в состав заповедника. В южной части острова на прирусловом валу сформировался мшистый остепненный сосняк - редкий тип леса для Среднего Поволжья. В центральной, пониженной части находятся заливные высокотравные луга.
Гудронная дорога Жигули

32. Западная оконечность о.Шалыга. Сброс воды в 2016 году затопил остров полностью.
Гудронная дорога Жигули

33. На противоположном берегу хорошо виден поселок Федоровка.
Гудронная дорога Жигули

Далее нас ждал довольно скучный в силу своей монотонности переход к месту следующей стоянки. И вместо его подробностей хочу предложить полюбоваться жигулевской флорой.

34. Незабудка Попова.
Гудронная дорога Жигули

35. Миндаль низкий (Буровник)
Гудронная дорога Жигули

36. Рябчик русский
Гудронная дорога Жигули

37. Желтый - это тюльпан Биберштейна, фиолетовый - чина весенняя.


38.
Гудронная дорога Жигули

39. Бурачок разностебельный
Гудронная дорога Жигули

Обязательным к посещению пунктом нашего маршрута была гора Стрельная - одна из красивейших вершин Жигулей, хорошо просматриваемая с Волги. Гора увенчана массивным шиханом, с которого открывается впечатляющая панорама на близлежащие окрестности. Великолепно просматривается остров Шалыга-Середыш, западная часть Главного Жигулевского хребта и Большая Бахилова гора, зеркало Жигулевского моря и строения Тольятти и его поселков (Шлюзового, Федоровки). Восточнее шихана через ложок находится узкая скала, напоминающая мост, именуемый Чертовым.

40. С недавних пор на Стрельную открыт туристический маршрут. Вы можете на автомобиле подняться со стороны Зольного по серпантину до парковочной площадки, от которой 5 минут хода до вершины.
Гудронная дорога Жигули

41. Шихан горы Стрельная.
Гудронная дорога Жигули

42. На западе видны ГЭС, ретранслятор и треугольная вершина нашей утренней точки - Большая Бахилова гора.
 Гудронная дорога Жигули

43. Стрельный овраг - крупный овраг Главного Жигулевского хребта, находящийся между Малиновым и Оленьим оврагами. Как видно, левый склон в приустьевой части разрушен карьером, заложенным в 50-ых гг, при строительстве шоссе Ширяево-Жигулевск.
Гудронная дорога Жигули

Вторая ночевка была прохладной. Оттого следующим утром мы выдвинулись очень рано.

44. Указатель для решивших посетить Стрельную на авто.
Гудронная дорога Жигули

Три часа в пути и вот мы около зольненской подстанции "Самараэнерго". Она как раз расположена вблизи горы Наблюдатель. Это самая высокая точка, но открытых мест с видом на Волгу в этом районе нет. Зато есть несколько вышек, которые смогут помочь осмотреться по сторонам.

45. К сожалению одна из вышек находится на территории подстанции за колючей проволокой и камерами видеонаблюдения. Жаль.
Гудронная дорога Жигули

46. Соседняя вышка, расположенная километром восточнее вполне доступна.
Гудронная дорога Жигули

Зольненский купол - структурное поднятие. В современном рельефе выражен, как наивысшая точка Жигулей (370,6 м на ур. моря). В отличии от горных вершин (как например, Стрельная, Большая Бахилова горы) максимальная отметка приурочена к равнинной части хребта и не может служить обзорной площадкой. Район Зольненского купола - нефтеносный район. Здесь находится несколько кустов скважин. В 50-ые годы в районе высшей точки Жигулей был построен газо-бензиновый завод (ГБЗ), впоследствии перепрофилированный в Зольненскую газокомпрессорную станцию (ЗКС). С 1980 г. последняя была ликвидирована. В настоящее время здесь находится ретранслятор и электроподстанция.

47. Комсомольский район Тольятти просматривается замечательно.
Гудронная дорога Жигули

48. От подстанции на юг уходит просека  ЛЭП до урочища Чарокайка и далее на село Торновое.
Гудронная дорога Жигули

49.
Гудронная дорога Жигули

50. Ретранслятор. Здесь отлично видно ровное плато.
Гудронная дорога Жигули

51. Если от нашей точки двигаться на юг, можно выйти на площадку бывшего ГБЗ. Сейчас из строений здесь осталось разрушенное здание при въезде, несколько подземных помещений и труба.
Гудронная дорога Жигули

52. Трубу с гудронки не видно никак. Чтобы ее обнаружить надо пройти почти до конца площадки бывшего ГБЗ.
Гудронная дорога Жигули

53. Надпись 1954.
Гудронная дорога Жигули

Финальным аккордом нашего марша планировался спуск по серпантину Молебного оврага. Но мы немного ошиблись и вышли на замечательную площадку нефтедобычи. Зольненское месторождение еще не иссякло. Качалки работают. 

54.
Гудронная дорога Жигули

55.
Гудронная дорога Жигули

56.
Гудронная дорога Жигули

А вот и Молебный овраг - глубокое межгорное ущелье между Воровским оврагом и поселком Солнечная поляна. Правый и левый склоны оврага довольно крутые, с выходами скал. Здесь сосредоточены большие массивы каменистых степей с уникальной реликтово-эндемичной флорой. По оврагу проходит серпантин Гудронной дороги.

57. А вот и куст можжевельника, спускающийся по склону.
Гудронная дорога Жигули

58. Еще один водосток, которым оборудована гудронка.
Гудронная дорога Жигули

59. Скорее всего раньше эта дорога активно использовалась. По обрывам еще сохранились каменные ограждения.
Гудронная дорога Жигули

60. Устье Молебного оврага. Здесь спускается ветка ЛЭП.
Гудронная дорога Жигули

61. А дно его украшает пара нефтяных качалок.
Гудронная дорога Жигули

Три дня пролетели, как один. Все прошло более чем гладко. Небольшая напряженка была с водой. Погоды стояли теплые и питьевой режим был интенсивный. Не спускаясь вниз воды взять было негде, не считая небольших озер, вариант с которыми рабочим не назовешь. А ручьев в горах нет. Гора Стрельная в каком-то смысле оправдала свое наименование. Мы там у туристов за полчаса настреляли литров 7-8 воды. Ох как она нам потом пригодилась! 

Пара замечаний по окончании, очевидных и вероятных:

1. Правильная обувь это больше половины успеха.

2. Фото-техника на таких прогулках весит больше, чем стоит. Это я к тому, что минимизация кол-ва техники вопрос весьма и весьма актуальный. Компромис разумного и достаточного здесь превалирует. Легкий штатив, универсальный объектив, а так же запас флешек и батареек. Творческие варианты лучше оставить для целевых посещений или прогулок налегке. Если идете с друзьями и они просят хорошие фото, договаривайтесь, что вы несете фото-технику, а они все остальное! Это разумно. ;)


Для посещения заповедника все участники нашей группы прошли обязательный инструктаж и получили письменное разрешение на маршрут. Конечно, есть отчаянные головы, которые не обременяют себя формальностями. А в сети можно найти множество фото-отчетов таких нарушителей. Запрещать им что-то, дело не мое, а вот предостеречь их мне вполне по силам. Кроме ограничений посещения особо охраняемых природных территорий, которые влекут за собой приличные штрафы, есть еще несколько факторов, которые неплохо постоянно держать в голове.

Во-первых - это риск быть укушенным клещем. Чтобы этого избежать, потребовалось правильно экипироваться, использовать акарицидные спреи, проводить регулярный само и взаимо-осмотр на предмет выявления "пассажиров". Мы делали это с регулярностью в один час.

Во-вторых - подцепить бешенство от лесных жителей. Здесь надо быть полным идиотом, в попытках приручить каку-нибудь лисичку, которая вместо того чтобы драпать от тебя, сама к тебе скачет. Бешенство - инфекционное заболевание, вызываемое вирусом бешенства. Передается слюной при укусе больным животным. Вызывает тяжелые необратимые изменения ЦНС. У людей заражение вирусом бешенства в случае развития симптомов почти неизбежно приводит к смертельному исходу в течение нескольких дней. Камикадзе вперед!

В-третьих - можно получить в подарок мышиную лихорадку.В качестве носителя вируса выступают мыши полевки. При этом животные сами не болеют, а лишь переносят этот вирус. Выделение его происходит через мочу и кал животных. Среди путей заражения выделяют несколько их видов:
- Воздушно-пылевой вид заражения, при котором вдыхается пыль, содержащая экскременты с вирусом;
- Алиментарный вид заражения, при котором употребляется пища или вода, загрязненные выделениями с вирусом;
- Контактный вид заражения, при котором поврежденная кожа контактирует с загрязненными объектами с вирусом или непосредственно с грызунами, им зараженными.

Как говорится, делайте выводы!

Что же касается семейного отдыха на природе, в этом случае предпочтение следует отдавать специальным рекреационным территориям, где уже предприняты все необходимые меры для вашей безопасности: участки отдыха обработаны, обеспечена подача чистой питьевой воды, есть пункт медицинской помощи.


Хочу поблагодарить коллег и работников Жигулевского заповедника им.Спрыгина за предоставленную возможность пройти давно задуманным маршрутом!



  • 1
С удовольствием и посмотрел и почитал! Спасибо за новый взгляд на известные места и новые артефакты!

Ну спасибо! Я думал тебя прожженного велосипедиста сложно чем нить удивить!

(Анонимно)
А я бывал на площадке Ростелекомовского ретранслятора несколько раз. На самой верхней площадке. Когда мы трансляцией Грушинского занимались. Осталось буквально пара фотографий на 35 мм. мыльницу. (цифры качественной тогда еще не было). До сих пор очень жалею о том, что не поснимал больше хотя бы на пленку. Тогда бы мне в руки нынешние фотоаппарты, которыми я сейчас располагаю - я бы набил шикарную панораму! Ну очень красивая панорама сверху! К слову сказать - с нее (этой мачты) Самара видна. 8-) Впрочем, если у вас такие возможности есть, можете попробовать через Ростелеком попросит
ься наверх, может и пустят. Хотя даже в конце 90-х это было проблемно - допуски на высоту, техника безопасности, официальное разрешение за подписью руководства и прочие прелести. Подниматься тяжело (почти 100 метров), но оно того стоит.

Напужал то красными буквами!!! В своё время, в детстве всё там кругом облазил и про запреты никакие не знали, да и не было из, как сейчас-всё платно и штрафы.

Ну тебя разве напугаешь! Ты паровоз то снял?

Интересный получился поход! На первой вышке я кстати был много лет назад.

Ага! Сам по себе маршрут любопытный.
Мы, кстати, еще планировали на урочище Гудронный зайти, но заповедник был против. Что же, нет так нет... Может быть как-нибудь в следующий раз.

Ты уже весь заповедник исходил и вдоль и по диагонали).И время хорошее выбрали.
Интересная экспедиция.

Ну еще не весь. Но интересные места пропустить не могу!

к красным буквам еще добавь кабанов и волков :)

Два волка на весь заповедник - не считается.

А что на территории живет пара? Не знал.

Помню сотрудники рассказывали о временах, когда численность кабана возросла настолько, что был разрешен отстрел хрюшек. Так вот после отстрела численность упала, в заповеднике пропали и волки...
Все взаимосвязано.

по официальным данным за 2014 год - 1. Но данные то считают только по заповеднику, в нацпарке еще с десяток предположительно. Плюс рыси возможны.Звери то границ территорий не знают.

Кабаны портят реликтовую растительность в мягкие зимы. Если холодная, часть тупо от бескормицы замерзает, а прочие каннибальствуют - и регулирование не нужно.

НУ не только реликтовую... В суровые зимы частенько их можно увидеть у жилья, где они едят, все что под руку попадется.

К чему людей оставлять без сюрпризов?! )))
А кабаны увидев человека сваливают так резко, что есть шанс и не увидеть их вообще.

я про человеков то не знаю, что у них в голове, когда они мне навстречу едут, пусть и по своей полосе. Что уж там в голове у кабана, да еще я так понимаю сейчас у них двухмесячные кабанята. Ну нафиг. Как в "особенностях национальной охоты в зимний период" попадешь под миграцию...

Скажу кратко, мы были предельно осторожны.

Красивое небо на ночных фотографиях. Вообще маршрут интересный.

Маршрут весьма занятен и в принципе несложен. Если бы указанный участок не проходил через заповедник, туда можно было бы пускать туристов налегке и велосипедах - рельеф дороги позволяет подняться наверх не слезая с железного коника. Готовый комфортный маршрут.

Интересный маршрут и рассказ, спасибо.
Верно понимаю, что эта гудронная дорога сейчас почти не используется?
А вот в ясную ночь столь сильную засветку со стороны Новокуйбышевска или, скорее, от Самары на снимке с пожарной вышкой не ожидал увидеть. Всё же, около 40 км по прямой.

Всегда пожалуйста!

Дорога от Бахиловой поляны до поворота на Стрельную сейчас используется лишь для целей заповедника. Упавшие поперек деревья распиливаются и убираются. Участок от Зольного до горы Стрельная - активно эксплуатируется в целях прибыли. На участке от поворота на Срельную в направлении на восток иногда встречается транспорт, обслуживающий нефтянку, энергетиков и ретранслятор.

А засветка у горизонта на фото почти со всех сторон получалась одинаковая (Тольятти, Прибрежный, Самара, Новокуйбышевск). Лишь на запад в сторону Сызрани было темнее.

Виды с высоты завораживающие...

Ага. Вот бы еще на ретранслятор напроситься на весь день. Чтобы по солнцу и в одну и вдругую сторону поснимать.

Как всё же повезло нам с природой! Замечательная экскурсия.

Звезды и гудрон

Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в своей записи «Звезды и гудрон» в контексте: [...] Оригинал взят у в Звезды и гудрон [...]

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account