Previous Entry Поделиться Next Entry
Там где цапли живут
осень
ruzovdmitry

Мое с природой сближение происходит весьма и весьма неторопливо. Времени все больше не хватает. Как бы то ни было, все же получилось выкроить недельку отпуска, пока погода не ушла в крутое пике перед тем как шлепнуться в грязь. Почти вся эта неделя прошла под знаком серой цапли, когда я со своей стороны пытался подкрасться как можно ближе к этой осторожной птице. А невозмутимое серое семейство и по одному и в количестве десятка улетало по первому неадекватному шороху или нелепой мысли. Короче все непросто.
Были дни, в которые на озеро не опустилась ни одна серая ширококрылая тень и приходилось сматывать манатки несолоно хлебавши. А были и другие, когда сделав десяток другой неплохих кадров можно было битый час просто наблюдать, как проходит жизнь этих грациозных птиц. Даже видео снял чуть-чуть. ;)

Фишкой недели стала почти фото-сессия одной из пернатых моделей, которая то пряталась, то делала большие глаза. КЛИКАБЕЛЬНО до обоев.
Серая цапля

Серая цапля в Самарской области не такая уж и редкость. Большую серую птицу в полете видно издалека. Сложив шею в большую букву S, она как небольшой дредноут рассекает воздух. Кстати по этой самой S-шеей ее легко отличить от аистов и журавлей. Чаще цаплю можно заметить около водоемов и рек на мелководье где среди камыша или другой растительности она проводит время за охотой или рыбалкой. Тут фиг разберешь! При достаточно крупных визуальных размерах и размахе крыльев в полтора метра, вес средней особи составляет порядка 1,5 кг, хотя и может достигать 2 кг. Стройняшки, однако!

1.
Серая цапля

Цапля мне показалась очень осторожной. Во всяком случае в наших пенатах. Тихая в полете и охоте. Если не кричит или разговаривает, то ее почти не слышно. А кричит она лишь когда что-нибудь ей угрожает, чем предупреждает соседок. Еще одну причину выяснил прямо на месте. Взрослая особь неспеша ловила рыбешку, когда рядом с ней опустились две молодые птицы и первая агрессивно кинулась на конкурентов громко крича. Прогнала и продолжила рыбачить дальше.

2.
Серая цапля

Охота у цапли сродни медитации. Выше я не оговорился. Медленно перемещаясь по мелководью серая надолго замирает рассматривая воду у себя под ногами. Некоторые идут на хитрость шевеля под водой пальцами, которые по цвету отличаются от ног. Рыба приплывает поближе в надежде, что это червяки копошатся в иле. И тут же попадают в клюв охотнице. На безрыбье цапля не гнушается лягушками и насекомыми.

3.
Серая цапля

4. Мала рыбка, да своя. Суточный рацион средней птички составляет 330 грамм.
Серая цапля

В полете цапля тратит очень много энергии и приземлившись предпочитает собраться с силами. Когда желудок уже полон, можно почистить перышки или просто подремать на удобной присаде, если место показалось достаточно безопасным. У цапли прекрасное панорамное зрение с небольшой слепой зоной перед клювом. Чувствуя беспокойство или опасность она вытягивает шею и внимательно оглядывает окрестности.

5. Все спокойно
Серая цапля

По ходу дела у нас случилась небольшая, но любопытная фотосессия одной из серых красавиц.

6. Цапля сильно изогнув шею наконец заметила, что ее снимают.
Серая цапля

7. Сильно удивилась! Такой точки зрения я честно говоря не ожидал.
Серая цапля

8. Поругалась на меня, чтобы без команды не снимал и...


9. ... засмущавшись спряталась.
Серая цапля

10. Немного привела себя в порядок.
Серая цапля

11. Результат на лицо. "Гляжусь в себя, как в зеркало..." Жмем картинку - получаем обои.
Серая цапля

12. Убедившись, что все в порядке красотка скромно начала позировать, изображая потягушки.
Серая цапля

Если где-нибудь в Африке или юго-восточной Европе цапля чувствует себя более уверенно и меньше опасается человека, то у нас серая всегда настороже. Завидев человека в пределах прямой видимости она напрягается. А когда расстояние до человека сокращается метров до 100-150 обычно перелетает куда подальше и побезопаснее.

Утолив голод и найдя удобное и безопасное место цапля не прочь привести себя в порядок. Копчиковая железа которая вырабатывает жировой секрет у цапель развита слабо. Чтобы предотвратить от намокания оперение они используют так называемый порошковый пух, выделяемый пудретками - особыми участками кожи на груди, пояснице и (реже) на брюхе. Из пудреток непрерывно растут особые ветвистые и ломкие пуховые перья, вершины которых постоянно обламываются, образуя пудру, напоминающую тальк. Птицы соскабливают пудру с пудреток и распределяют по оперению, которое благодаря этому не намокает. На заглавном фото процесс работы с маховыми перьями крыла.

13. "Пудретку скромно теребя"
Серая цапля

14. Распределяем пух по оперению
Серая цапля

15. Длинная шея с зашкаливающим коэффициентом гибкости.
Серая цапля

16. А вы смогли бы такую восьмерку сделать.
Серая цапля


17. Птичка продолжала чистить перышки, а я решил сделать пробное видео. Думаю 3 минуты никого не напрягут.


Но не только фауной прекрасна природа. По утрам на озерах творится невообразимая красотища. Туманы преображают мир вокруг, скрывая мусор и грязь, а солнышко высвечивает силуэты рыбаков.

18. Похожее фото я сделал несколько лет назад. Озеро на месте, рыбаки тоже. Приходи и снимай! Под картинкой обои.
Серая цапля

За неделю я из своей засидки успел увидать большущего рогатого лося. Он видимо застрял в прибрежных кустах и в попытке вырваться на волю выбежал почти на середину озера. Жаль, это случилось немного в стороне. А двумя днями ранее многочисленные следы лежанок кабанов воплотились в самих хрюшек. В морозное утро я решив покемарить залез в спальник и уже задремал, когда совсем рядом послышалось громкое хрюкание как минимум пары взрослых пятаков. По звукам они ковырялись в мягкой прибрежной почве выкапывая сочные корешки и продвигались в сторону моей палатки. Когда хрюкание стало угрожающе близким, я в анти-отважном порыве не придумал ничего оригинальнее, чем нажать на кнопку спуска камеры. Сухой и громкий шелест затвора в тиши озера прозвучал достаточно угрожающе, для того чтобы кабаны ломанулись в сторону от палатки.

19. Следы копытных. Вверху моя палатка.
Серая цапля

Что касается палатки - это достаточно условная но все же маскировка. И если цапли успешно справляются с моим присутствием, то утки, которых я все же видел в округе, не залетели в гости ни разу. Когда палатка стоит на открытом и освещенном месте необходимо время, чтобы к ней привыкли птицы. Так что, на мой взгляд, если есть возможность лучше установить засидку в кустах. См. фото ниже.
А про маскировку о которой у фотографов информацию надо собирать по крохам, лучше почитать на форумах охотников. Там оказалось очень много интересного. Просто залежи пользительной информации!

20. Не уверен, что самое лучшее расположение. Скорее наоборот, очень заметное.
Серая цапля

21. А вот эта дырка на заднем плане и была одним из прошлых мест моего пребывания. Как на зло, когда цапля решила поохотиться прямо поблизости с этим местом, я находился на другой стороне. Закон подлости никто не отменял.
Серая цапля

Вы уже наверное догадались, что наблюдение за птицами дело хоть и весьма интересное, но в любом случае очень растянутое во времени. Пребывание в засаде позволяет скрасить полезная книжка, может быть электронная. Лучше которой наверное только доступ в сеть. Главное не увлекаться и держать ситуацию вокруг под контролем. Пару раз от неосторожного движения объективом цапля улетала прямо у меня из под носа.

Это почти все. Осталось коснуться одной темы. Одновременно приятной и не очень. Васильевские да и другие доступные озера своим расположением позволяют скрасить досуг не только рыбаками и фотоохотникам, но и обычным горожанам. А те и рады стараться. Если на местах постоянной рыбалки-охоты природа выглядит лишь слегка тронутой. Это видно по примятой траве на берегу или аккуратно залитому костровищу, едва заметных тропах. То в местах массового пребывания людей наблюдается "стабильный срач". Наверное с этим пора уже что-то делать. Вот только что?

22. Поглядишь в одну сторону - красотища!
Серая цапля

23. В другую лучше не глядеть.
Серая цапля

Другие виды птиц я почти не снимал, хотя они и иногда появлялись в кадре. Уж если запланировал фото-охоту, надо стараться - такое дело... Да и вообще фотографу гораздо проще чем охотнику. На безрыбье можно поснимать округу. Там мухомор вылез, тут муравейник в рост человека. Короче там где охотник и ухом не поведет, фотографу всегда найдется чем заняться. Если у вас сложилось впечатление, что цапли шныряли туда-сюда, гоните его подальше. Ждать приходилось долго и некоторые дни, как замечено выше, оказались совершенно безрезультатными в плане фото, но не отдыха.

24.
Серая цапля

25.
Серая цапля

26.
Серая цапля

27. Прощальный взгляд на озеро. Думаю, я еще похожу здесь следующей весной. Обязательно!
Серая цапля

28. Увидим серых в новом сезоне! Есть задумки, обещающие более крупные планы.
Серая цапля

Ну и как говорит мой сынуля-первокласник: "подписывайтесь, ставьте лайки!"





  • 1
Спасибо большое, Дмитрий! Чудесно как всегда!

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Хорошая серия, корч - присада - это вообще отдельное произведение природы. Если можно, выражу свой взгляд на ваши работы. Я бы убрал те фото, где жесткий свет. И диафрагма 8, как мне кажется многовато, более мягко размытый фон смотрелся бы эстетичнее. Место очень красивое, жаль, что люди так к нему относятся. По поводу съеденной за день рыбы, у меня другие наблюдения :) Цапля заглатывала рыбу под 2 кг весом, ждала мин 10..... И шла на охоту дальше. Надеюсь не обидел вас высказав свое мнение.

Спасибо, в том числе за дельные замечания. Позволяют еще раз задуматься о сделанном и о том, как сделать это лучше.

F8 это больше от жадности. С приличным опытом просто фото, опыт наблюдения за птицами у меня не велик. И приходя домой с 3-4 приличными кадрами за целый день обидно видеть в половине случаев небольшие, но все же промахи АФ. Но тут только время и опыт смогут меня вылечить. )

Да, хорошая у вас рыбалка! Местные рыбаки у нас карасика грамм на 600 считают крупным уловом.
2 кг это прилично! Это было не во время выкармливания потомства?

Нет, это не при вскармливании. Ближайший цапельник с гнездами, очень далеко от этого места. А там они просто ежегодно живут колонией без птенцов. Прилетают в апреле и в начале октября - на юг. И ещё, не помню где читал советы для владельцев D800, смысл в том, что бы получить кадр с высокой детализацией и без микросмазов, нужно укорачивать выдержку от средне и малопиксельных камер примерно на 50%. Может в этом причина или все таки АФ?

Про микросмаз я в курсе. Тут имел место штатив и выдержка, позволяющая не беспокоиться за хлипкую штативную лапку AF-S 300 f4.
Виноваты только АФ и мои собственные руки. Больше пенять не на что. (
Исправлюсь!
Или накоплю на 300 2.8 ))

ЗЫ: сильно камыш на ЗП мешает/портит?

Не правильно поставленпоставлен вопрос, фотографии сами красивы, но фон, не нрави тся, рябит и отвлекает внимание. Это мои, так скажем мысли и моё виденье. Я могу и ошибаться. Просто сами фотографии меня зацепили и я решил высказать своё мнение. В худшем случае я бы не поднимал этот вопрос.



Edited at 2014-09-26 10:16 (UTC)

я поначалу думал, что из-за близкого расстояния цапли и фона, он так слабовато размыт. Дима, а ты в самом деле думаешь, что с 300/2,8 автофокус точнее будет работать?

Надежда не дохнет, вопреки.
А вот бы его да потестировать! ))

Замечательно! Отличный пост!
А вот нечистоплотных людей при возможности тоже стоит запечатлеть и номера на машине. И выкладывать фото на местных новостных сайтах. :)
Правда на эти фото будет смотреть не так приятно.

Спасибо!
Что касается фото на сайтах, не уверен, что все владельцы авто нечистоплотны. )
Может есть другие более действенные варианты?

О! не хотел обидеть владельцев авто... :) Ведь и среди них есть рыбаки, охотники и :) фотографы.
Других вариантов пока нет. А фото нарушителей, я считаю, были бы не лишними.

Да, такую дичь с подхода не снимешь, чересчур осторожна. Присада удачная. На выбор средств маскировки до следующего сезона теперь времени много, сам рассматриваю «лешего» или масксетку, без колес носить с собой конструкцию хоть и сборную, а лениво. Рассказ и фотографии понравились, здорово!

Спасибо!
Да, присада там просто шедевральная. Хотя и высоковата НМВ и не получается птица с отражением.
Что касается палатки, она на мой взгляд сильно ограничивает в мобильности, думаю в следующий раз обойтись маск-сеткой. Чем легче - тем лучше и каким-нибудь КЗС.

Шикардос!
На каком примерно расстоянии была цапля от объектива на фотах, где она крупно по солнцу?

Спасибо.
В среднем это метров 20. Озеро порядка 40 м в поперечнике в этом месте. Присада примерно посередине озера.

ЗЫ: 300 mm f4 AF-S

Познавательно и красиво!

ДимАааааа!!!!! Хохотала до слёз :)))))))))))))))
Жизнеописание цапель....)))))), особенно: ""Пудретку скромно теребя"".....
Отличный пост, суперские фотки. Обожаю наблюдать за цаплями. В этом году, на отдыхе в Старой Майне, довелось всего одну пронаблюдать, но счастлива была безмерно ;-)
Спасибо.

А на Майне в какое время они обычно бывают? Все лето?

Мы туда обычно в середине августа ездим. Они прилетают.
А рядом там же есть заповедник.
Вот тут:
http://turizm073.narod.ru/zap/kolon

"В 1972 году на территории квартала 34 Старомайнского лесничества, в крупном сосновом лесу возле деревни Красная Поляна образовалась колония серых цапель. Серая цапля это крупная перелетная птица, живущая возле водоемов. Свои гнезда она строит, как правило, на высоких деревьев. Серая цапля очень пуглива и осторожна. Она очень редкая птица, занесенная в Красную книгу России, поэтому решением Ульяновского исполкома №204 от 3 мая 1988 года участок леса в 34 квартале Старомайнского лесничества, занятый гнездованием этих птиц, был объявлен Государственным памятником природы. Колония эта очень крупная - в разные годы она насчитывает от 30 до 130 гнезд."

да. спасибо. самому понравилось, хоть и выхлоп на единицу времени ни разу не репортажный. )

ну, "выхлоп" в данном случае просто очень хорош!))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account